Центр педагогического мастерства

Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Активное обучение - Активное обучение / Белсенді оқу / Аctive learning -представляет собой организацию и ведение учебного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Американская психологическая ассоциация, АПА - Американская психологическая ассоциация, АПА / Америкалық психологиялық қауымдастық, АПҚ / American Psychological Association, APA - объединение профессиональных психологов США, Канады и других стран, признанное одним из наиболее влиятельных объединений психологов в мире. Миссия АПА заключается в популяризации психологии как науки, профессии и как средства
совершенствования благополучия, психического здоровья и образования людей. АПА основана в июле 1892 года группой в составе 26 психологов университета Кларка. Первый президент АПА - Г. Стенли Холл. В настоящее время ассоциация состоит из 54 подразделений по областям науки и практики и 58 региональных отделений в США и Канаде.

Анализ - Анализ / Талдау / Analysis (греч. аnálysis - разложение, расчленение) - процесс разложения целостного объекта, предмета, явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в 2-х формах: 1. Как практическое действие. 2. Как мыслительная операция.
Анализ критический / Сыни талдау / Critical analysis - процесс определения результативности/ценности/обоснованности какого-либо действия, процесса или продукта и установления обусловливающих их причин.

Аргументация - Аргументация/ Дәлелдеу / Аrgumentation - логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом.

Асинхронное обучение - Асинхронное обучение / Синхронды емес оқыту / Asynchronic learning - форма
преподавания и обучения с использованием информационно-коммуникационных
технологий и ресурсов, в рамках которой контакт между учителем/преподавателем
и обучающимся осуществляется с задержкой во времени. Асинхронное
обучение основано на конструктивистской теории обучения и предполагает
наличие возможностей для самостоятельного формирования обучающимися
индивидуальной траектории обучения в интересах удовлетворения своих
образовательных потребностей. Кроме этого, асинхронное обучение обеспечивает
обучающимся свободу в выборе отдельных учебных дисциплин образовательной
программы, а также последовательности их изучения.

Ассимиляция - Ассимиляция / Ассимиляция / Аssimilation (лат. assimilatio - слияние, уподобление, отождествление) - усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. В концепции Жана Пиаже о развитии интеллекта ассимиляция означает способность адаптировать уже имеющиеся навыки в новой ситуации.

Ассоциативное обучение - Ассоциативное обучение/ Ассоциациялық оқыту /Аssociative learning - обучение, основанное на ассоциациях, с использованием мнемоники, тренировочных упражнений, имитации, инструкций, и способствующее поэтапному формированию

Ассоциация - Ассоциация / Ассоциация / Association (лат. associatio - соединение, взаимосвязь) - связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Атмосфера в классе - Атмосфера в классе / Сыныптағы ахуал / Classroom environment - преобладающая обстановка в классе на основе ряда факторов: аффективных, социальных, когнитивных, основными из которых являются межличностные отношения и вовлеченность учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Аутентичное преподавание и обучение - Аутентичное преподавание и обучение / Шынайы оқыту және оқу / Authentic teaching and learning – преподавание, основанное на разработке и формировании учителем заданий для учащихся на основе имеющихся у него знаний и понимания способов обучения, используемых каждым учеником класса.

Аутентичный - Аутентичный / Шынайы / Authentic (греч. authentikys – подлинный) - настоящий, действительный, подлинный, соответствующий подлинному.

Аутентичный класс - Аутентичный класс / Шынайы сынып / Authentic classroom - класс, функционирующий в реальных условиях.

Аффективная теория - Аффективная теория / Аффекттік теория / Affective theory - теория в области педагогики и психологии, в основе которой - формирование эмоциональноличностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, переживания – до усвоения ценностных ориентаций, формирования отношений и их активного проявления в деятельности.

Аффективный фактор - Аффективный фактор / Аффекттік фактор / Affective factor (лат. affectus - душевное волнение) – фактор, связанный с оперативно возникающим и активно протекающим психическим состоянием, характеризующимся глубоким переживанием, ярким внешним эмоциональным проявлением, влияющим на жизнедеятельность человека.