Центр педагогического мастерства

Важная информация по входу на портал

Регистрация
Забыли свой пароль?

Вебинар как один из способов трансляции опыта Ведущих школ в качестве внешних экспертов по внедрению подхода «Исследование урока

Вебинар как один из способов трансляции опыта Ведущих школ в качестве внешних экспертов по внедрению подхода «Исследование урока
Обучение учителей общеобразовательных школ использованию подхода «Исследование урока», как эффективному способу профессионального развития, является одним из основных направлений работы тренеров Центра педагогического мастерства в городе Кокшетау. С 2014 года тренерами филиала реализуется систематическая поддержка 57 Ведущих школ Акмолинской области по внедрению в практику учителей подхода «Исследование урока» (прим. авт.: согласно постановлению Министерства образования и науки республики Казахстан от 22 апреля 2014 года, «Ведущая школа представляет собой школу поддержки обновления содержания среднего образования из числа школ, где обучено наибольшее количество учителей по уровневым программам»). На начальном этапе внедрения данного подхода в практику учителей, мы, тренеры Центра педагогического мастерства в городе Кокшетау, взяли на себя роль так называемых «внешних экспертов». Здесь мне хотелось бы более подробно остановиться на понятии «внешний эксперт» и его роли в успешной реализации подхода «Исследование урока».
Акихико Такахаши (2014) [1] отметил важность внешней экспертизы, обеспечивающейся «опытными участниками» (англ. вар. « knowledgeable others »), не входящими в состав основной группы учителей, участвующих в Исследовании урока. В Японии такие участники обычно выступают с «заключительными комментариями», завершающими процесс обсуждения результатов урока. Роль «опытных участников» подчеркивает Пит Дадли (2014) [2], указывая, что они могут совершать следующие действия: демонстрировать методические техники учителям, которые они (учителя) затем могут использовать при проведении Исследования урока; участвовать выборочно в одном или нескольких этапах Исследования урока, например, только в процессе планирования, либо в процессе наблюдения и обсуждения результатов урока в качестве модератора обсуждения. Самый важный вклад, вносимый «опытными участниками» в процесс Исследования урока, вне зависимости от того, какую форму участия они изберут – это обеспечение творческой группы учителей консультативной помощью, конструктивными идеями и любыми другими видами методической поддержки.
Такими «опытными участниками» или «внешними экспертами» по распространению подхода «Исследование урока» в период 2014-2017 года являлись мы, тренеры Центра педагогического мастерства города Кокшетау. В этот же период нами была проделана большая работа по укреплению роли 57 Ведущих школ Акмолинской области. Именно Ведущие школы в перспективе должны были стать методическими площадками по распространению опыта реализации Исследования урока, а учителя-координаторы Ведущих школ должны были принять на себя роль «внешних экспертов» ( прим. авт.: учителя-координаторы Ведущих школ выбираются из числа наиболее активных учителей данных школ, прошедших курсы Первого (продвинутого) уровня или курсы по программе «Лидерство учителя в педагогическом сообществе» ). Для того, чтобы эффективно подготовить учителей-координаторов к реализации данной роли, тренерами Центра педагогического мастерства города Кокшетау была разработана дистанционная программа, реализованная через серию вебинаров. Методической темой программы являлось формативное оценивание, эффективное использование которого предполагалось внедрить при помощи Исследования урока в Ведущих школах Акмолинской области. Концепция программы основана на материалах исследования Пола Блека и Дэвида Уильяма «Оценивание для обучения: оценивание вне «черного ящика» (1999) [3], работе Дэвида Уильяма «Внедрение формативного оценивания» (2011) [4], а также на материалах методического пособия Пита Дадли «Руководство по Исследованию урока» (2014) [2]. В этот период учителя-координаторы Ведущих школ были инициаторами внедрения Исследования урока, в первую очередь, в своих школах. По утверждению А. Такахаши (2015) [5] « … Японские исследователи утверждают, что лучший способ развить навыки внешнего эксперта – это участие в исследовании урока совместно с коллегами». Таким образом, на данном этапе был важен именно тот факт, что учителя-координаторы Ведущих школ сами являлись участниками группы учителей, осуществляющих Исследование урока; в этот период они постигали процесс изнутри, нарабатывая собственный опыт, способствующий изменению их личной практики преподавания и развитию навыков наблюдения за обучением учащихся, анализу и рефлексии через коллаборацию с коллегами. Повторюсь, что в период 2014-2017 годов «внешними экспертами» для коллективов Ведущих школ Акмолинской области являлись тренеры Центра педагогического мастерства города Кокшетау, которые при помощи вышеупомянутой дистанционной обучающей программы, реализуемой через серию вебинаров, пошагово и системно обучали учителей Ведущих школ способам внедрения подхода «Исследование урока» в педагогическую среду своих школ.
На текущем  этапе (2018 год) подготовки Ведущих школ к роли «внешних экспертов» является создание методических активов на базе Ведущих школ. Методический актив по реализации подхода «Исследование урока» представляет собой рабочую группу учителей, активно реализующую Исследование урока в своей школе, а в перспективе – оказывающую методическую поддержку учителям партнерских школ в реализации данного подхода. (прим. авт.: партнерские школы – сеть школ, прикрепленных к Ведущей школе, географически располагающиеся в том же районе, что и Ведущая школа; Ведущая школа выполняет роль ресурсного центра для партнерских школ). Каким образом планируется оказание поддержки партнерским школам через методические активы Ведущих школ? Возможные формы оказания поддержки: проведение мастер-классов,  тренингов, вебинаров, коучингов, ведение тематических блогов, посещение уроков учителями Ведущих школ, которые будут выступать в качестве модераторов. Таким образом, Ведущие школы будут реализовывать свою роль «внешних экспертов» по отношению к партнерским школам, помогая им внедрять подход «Исследование урока».
Этап с января по май 2018 года мы, тренеры Центра педагогического мастерства города Кокшетау, считаем переходным этапом подготовки Ведущих школ к роли внешних экспертов. Для того, чтобы качественно подготовить Ведущие школы, и в частности, учителей-координаторов Ведущих школ к данной роли, нами организовано проведение серии вебинаров совместно с координаторами Ведущих школ. Для трансляции вебинаров используется портал Центра педагогического мастерства. Аудитория вебинаров – учителя общеобразовательных школ Акмолинской области.
За текущий период (с января по май 2018) было проведено 4 вебинара. Материалы вебинаров доступны на сайте cpm.kz в разделе «Вебинары». Предлагаю краткий обзор содержания проведенных вебинаров:
- вебинар № 1: «Исследование урока - эффективный шаг к улучшению практики учителя нового формата» (вебинар проводился директором и учителем-координатором средней школы № 2 Аршалынского района). В ходе вебинара раскрыт процесс предварительной  подготовки учителей школы к проведению Исследования урока при помощи коучинг-занятий, была подчеркнута важность качественного процесса обсуждения результатов  Исследования урока, уделено внимание оказанию поддержки учителям, проводящим Исследование урока со стороны администрации школы;
- вебинар № 2: «Ақмола облысы жалпы білім беретін мектептерінде Lesson study үдерісінің іске асырылуы» (вебинар проводился учителем-координатором школы-гимназии № 5 «Тандау» города Кокшетау). Учитель представил способы развития навыков разговорной речи на уроках казахского, русского, английского языков в 6 классе, а также особенности проведения обучающих мероприятий учителей (коучинг-занятия, мастер-классы) по проблемам внедрения подхода «Исследование урока»;
- вебинар № 3: «Развитие функциональной грамотности с использованием подхода «Исследование урока» (вебинар проводился директором и учителем-координатором средней школы № 1 Аршалынского района). В ходе вебинара директор Ведущей школы выразил свой взгляд на Исследование урока, как на современный способ профессионального совершенствования педагогов, а также привел пример подхода к формулировке вопроса исследования;
- вебинар № 4: «Сабақты зерттеу - мұғалімдердің өз тәжірибесін жетілдіруге мүмкіндік беретін тәсіл» (вебинар проводился учителем-координатором средней школы № 17 города Кокшетау). Материалы вебинара раскрывают особенности оказания поддержки молодым учителям при помощи их вовлечения в Исследование урока, приводятся интересные примеры интервью с молодым учителем, проводившим урок-исследование, а также с учителем, являвшимся наблюдателем урока.  
Помимо того, что каждый вебинар фокусируется на отдельных особенностях осуществления Исследования урока, как это указано выше, все вебинары содержат конкретные примеры проведения Исследования урока в аутентичных классах, доказательную базу (фото уроков, листы наблюдения за учащимися, фото работ учащихся и другие документы), важные выводы о том, каким образом использование данного подхода улучшило практику учителей, сравнение подходов к преподаванию до и после введения в практику Исследования урока.
Подводя промежуточные итоги процесса использования вебинара, как средства обучения учителей, мы, тренеры Центра педагогического мастерства города Кокшетау, считаем, что вебинар является чрезвычайно эффективным инструментом обучения, поскольку значительно расширяет целевую аудиторию, предоставляя учителям возможность обучаться «на местах», позволяет учителям транслировать свой опыт, мотивируя коллег из других школ расширять способы внедрения Исследования урока. Координаторы Ведущих школ выражают высокую заинтересованность участия в трансляции опыта по внедрению Исследования урока при помощи вебинаров, поскольку они (вебинары) служат своеобразным доказательством эффективности внедрения процесса Исследования урока в их школах, а также свидетельствуют о качественных изменениях, внесенных учителями в процессы преподавания и обучения. Мы, тренеры Центра педагогического мастерства города Кокшетау, продолжим инициативу проведения подобных вебинаров в 2018-2019 учебном году.  
Список литературы:
1. Takahashi A (2014) The Role of Knowledgeable Other in Lesson Study: Examining the Final Comments of Experienced Lesson Study Practitioners. (Роль внешних экспертов в Исследовании урока: исследуя заключительные комментарии экспертов по исследованию урока) De Paul University, материалы доступны на сайте https://www.researchgate.net/publication/289504209_The_Role_of_the_Knowledgeable_Other_in_Lesson_Study_Examining_the_Final_Comments_of_Experienced_Lesson_Study_Practitioners;
2. Dudley P . (2014). Lesson Study : a handbook (Руководство по исследованию урока), Cambridge ;
3. Black P ., William D . (1999). Assessment for Learning : Beyond the Black Box (Оценивание для обучения: вне «черного ящика»), Cambridge , материалы доступны на сайте https://www.aaia.org.uk/content/uploads/2010/06/Assessment-for-Learning-Beyond-the-Black-Box.pdf;  
4. William D. (2011). Embedded Formative Assessment (Внедрение формативного оценивания), Solution Tree Press
5. Takahashi A (2015) Lesson Study: nice-to-have or must-have? (Исследование урока: желательно или обязательно?) In: 7th ICMI-East Asia regional conference on mathematics education. Cebu City, Philippines. материалы доступны на сайте http://mathted.weebly.com/uploads/7/8/5/0/7850000/pp_1_to_8_akihiko_takahashi.pdf

Критическое мышление – навык, помогающий жить

Критическое мышление – навык, помогающий жить
«Мыслить критически – это наша обязанность». Так сказал один из учителей моей группы, когда я объявила тему занятия «Критическое мышление». Кто-то из учителей засмеялся, кто-то возмутился («Что за глупости!»), кто-то пропустил мимо ушей. Меня, как тренера, это высказывание, скорее, обрадовало, чем озадачило, поскольку многие учителя убеждены в том, что критическое мышление – это не более чем приемы («Чтение с пометками», «Двухчастный дневник», «6 шляп мышления» и другие приемы, которые часто встречаются на уроках). По мнению некоторых учителей, применение приемов критического мышления и критическое мышление – это одно и то же. Однако, посещая уроки учителей, убеждаюсь, что такой подход к критическому мышлению – очень упрощенный и в корне неверный. Я бы назвала его легкомысленным, поскольку, можно «нашпиговать» урок приемами критического мышления, но при этом оно (т. е., критическое мышление) будет на уроке отсутствовать.
  Такой упрощенный подход к критическому мышлению может наблюдаться, на мой взгляд, у тех учителей, которые не видят пользы применения критического мышления в реальной жизни. Для того, чтобы показать его взаимосвязь с реальной жизнью, я предлагаю слушателя рассмотреть примеры применения критического мышления в реальных жизненных ситуациях. Например, предлагаю такую ситуацию: «Вы получили сообщение следующего содержания в WatsApp мессенджере: «С первого числа следующего месяца все тарифы на коммунальные услуги будут повышены в два раза. Но если Вы подпишетесь на сайт obman.com, то в течение последующих 2-х месяцев получите возможность платить по старым тарифам. Разошлите это сообщение своим друзьям и родственникам». Каковы будут Ваши последующие действия?» Мы начинаем обсуждать, ЧТО в подобных ситуациях должен делать человек, который обладает навыком критического мышления, а именно:
- анализирует информацию: из какого источника она получена, можно ли доверять данному источнику, кто может быть заинтересован в распространении данной информации
- принимает решения, на которых основаны его последующие действия
  Критическое мышление позволяет отличать факты от мнений, что также является очень полезным в реальных жизненных ситуациях. Вот еще несколько примеров, которые мы разбираем со слушателями:
Мир животных: факт или мнение?
- «Гепард бегает быстрее, чем лев»
- «Дельфин – самое умное млекопитающее»
- «Белая акула является самым опасным хищником»
- «Гигантская черепаха может прожить более 150 лет»
- «За носорогами в зоопарках трудно ухаживать»
- «Коалы обычно спят в дневное время, а в ночное – бодрствуют»
Здоровье: факт или мнение?
- «Кофе в умеренных количествах полезен для здоровья»
- «Микроволновые печи вызывают генные мутации»
- «Просмотр телевизора более трех часов в день увеличивает риск болезни Альцгеймера»
- «Употребление вареного картофеля повышает настроение»
Таким образом, учителя делают вывод: факт - это то, что уже произошло, и это  можно доказать (если используются источники информации, например, интернет, то их достоверность не должна вызывать сомнения; это не могут быть, так называемые «желтые» сайты, или анонимные высказывания; во внимание принимаются только мнения серьезных ученых, проводивших многолетние исследования, все данные доступны для изучения). Мнение – гипотеза, основанная, зачастую, на чьих-либо эмоциях, неполной информации или при ее отсутствии; если информация предложена, то она взята из источника, не вызывающего доверие. К сожалению, далеко не все утруждаются проверять информацию, становясь жертвами слухов и собственного легковерия.
  В современной жизни необходимо уметь отличать одно от другого, поскольку неумение это делать (или даже нежелание) может сыграть с нами злую шутку. Вот еще один пример из жизни. Прием «3 факта и одно мнение» часто используется в рекламе:
Например:
Мы банк «Б».
Мы на рынке 20 лет.
Мы принимаем вклады под 10% годовых.
Мы гарантируем вам прибыль.
    Первые 3 высказывания – факты (можно проверить, используя достоверные источники), последнее – мнение (нас хотят заставить в это поверить).
  Разбирая подобные примеры, учителя приходят к выводу о том, что критическое мышление – это не новомодный тренд, а жизненно важный навык, который может уберечь от необдуманных решений, научит трезво относиться к огромному объему не всегда достоверной информации, которой «забрасывают» нас СМИ, учит мыслить разумно и отвечать за свои действия.
 [IMG ID=989659file]

Использование индивидуальных маркерных досок во время учебных сессий

Использование индивидуальных маркерных досок во время учебных сессий
Идея использование индивидуальных маркерных досок во время учебных сессий впервые пришла ко мне в 2016 году в период обучения учителей английского языка по программе обновленного содержания образования. В одном из ресурсов программы индивидуальная маркерная доска упоминалась, как эффективный способ вовлечения учащихся в учебную деятельность: организуя задания с использованием индивидуальной маркерной доски, учитель может добиться того, что все учащиеся будут вовлечены в учебную деятельность. Кроме того, учителю достаточно легко проводить визуальный мониторинг усвоения уровня знаний, поскольку учащиеся отражают свои ответы на маркерной доске и демонстрируют результаты учителю. Возможность многоразового использования досок также является их преимуществом. Приняв во внимание данные аргументы, я решила использовать маркерные доски во время учебных сессий.
Индивидуальная маркерная доска, которую используют слушатели, представляет собой ламинированный лист белой бумаги формата А4, на котором делаются записи с помощью маркера. Доску можно изготовить самостоятельно, обклеив лист бумаги или картона скотчем. Доски можно хранить в кабинете и раздавать слушателям по мере необходимости.
Понятно, что в формат доски ограничивает объем записей; чаще всего, записи ограничиваются одним словом, цифро-буквенными обозначениями, символами. В ходе учебных сессий тренер может использовать маркерные доски в следующих целях:
1. Организация обратной связи по результатам выполнения задания или учебной сессии, например: «Запишите название приема, который Вы считаете наиболее эффективным и будете использовать в ходе уроков», «Сформулируйте и запишите в виде слова/словосочетания то, чему Вы научились в результате выполнения данного задания»,
2. Взаимооценивание и самооценивание, например, слушатели оценивают свой вклад в работу группы, используя символы-«смайлики», слушатели рисуют шкалу измерения температуры с делениями от одного до десяти и отмечают на ней уровень понимания темы;
3. Проверка знания и понимания информации, например: «Сформулируйте и запишите в виде слова/словосочетания основную мысль данного текста», «Выберите правильный вариант» (часто употребляется в процессе подготовки слушателей к квалификационному экзамену в рамках курсов повышения квалификации).
Опробовав в ходе проведения учебных сессий индивидуальные маркерные доски, могу с уверенностью сказать, что их использование имеет достаточно много преимуществ как для тренера, так и для слушателей:
- использование маркерной доски придает определенную динамику учебным сессиям, поскольку задание выполняется в достаточно быстром темпе; однако тренеру, в любом случае, стоит помнить о «правиле семи секунд»;
- осознавая то, что им нужно будет достаточно быстро записать и продемонстрировать информацию, слушатели демонстрируют концентрацию внимания и, таким образом, развивают навыки активного слушания;
- вовлечение всей группы, чего трудно достичь, например, при организации устной обратной связи в формате «слушатель-тренер»; тренер сразу видит общую картину, например, преобладающее мнение группы и может организовать последующее обсуждение;
- возможность для тренера незамедлительно реагировать на результаты, демонстрируемые слушателями (например, в ходе подготовки слушателей к квалификационному экзамену в ходе пробного тестирования тренер сразу же получает информацию о том, сколько слушателей группы могут дать верный ответ, стоит ли остановится на данном вопросе более подробно, чтобы обсудить его);
- многие учителя, попробовав использование маркерной доски в ходе учебных сессий и убедившись в ее эффективности, с удовольствием используют такие доски в своей учительской практике.20171013_113820 (1).jpg20171013_114112.jpg

Здравствуйте, коллеги!

Здравствуйте, коллеги!
В процессе оказания посткурсовой поддержки мы неоднократно сталкиваемся со следующей ситуацией: учителя-уровневики пытаются охватить идеи всех 7-ми модулей при планировании коучинг-сессий, что, по нашему мнению, является нецелесообразным, поскольку не дает возможности осуществить конкретную цель Плана развития школы.
Встречаетесь ли вы в процессе вашей тренерской практики с подобной проблемой? Какие рекомендации даете вашим учителям-уровневикам в такой ситуации?